История Парижского метро

История Парижского метро - Франция - Париж фото

История Парижского метро

Прогулку по Большим бульварам Парижа мы завершим в Парижском метрополитене, и пусть заработал он одновременно с выходом Бульваров из «тусовочной» моды, однако именно их духом наполнены старые станции, духом зари индустриализации и ожидания нового мира.

Парижское метро было создано далеко не первым на земле. Оно проиграло и Лондону, и Нью-Йорку, и Вене – почти всем полюсам тогдашнего мира.

Однако это отставание позволило избежать многих ошибок первопроходцев. Так парижское метро, например, сразу строилось электрифицированным, в отличие от конкурентов, начинавших паровыми.

В 1871 году, сразу после падения Парижской коммуны, власти приступили к обсуждению концепций будущего метро. Городские власти хотели видеть его самостоятельным транспортом с широчайшей сетью и множеством остановок, в то время как государство проталкивало идею вплетения новинки во всефранцузскую сеть железных дорог. После многолетних боданий победило местное самоуправление (мы ведь на Западе :) ), и теперь метро – самый удобный и быстрый вид парижского транспорта: здесь тяжело найти место, откуда до какой-либо станции будет больше 7-10 минут пешком, так что «близость метро» - любимый параметр московских риэлторов - в Париже не работает. Из подземного (Лондон) и эстакадного (Нью-Йорк) типа метрополитенов был выбран первый, чтоб не портить городских видов (позже американцы тоже перенесут свои линии в тоннели).

Но основные грабли были впереди. Все тогдашние подземки строились одновременно несколькими конкурирующими компаниями, прокладывавшими линии независимо друг от друга. Так, там и тут, появлялись по «несколько параллельных веток, одна из которых кольцевая», как до сих пор шутят лондонцы.

Местная мэрия сразу взяла процесс планирования под контроль и, несмотря на 2 независимые управляющие компании, строительство шло согласованно, так что теперь мы имеем вполне удобоваримую сеть.

Первый поезд перевез горожан в 1900 году во время всемирной выставки, для которой, кроме прочего, строился мост Александра III и Большой/Малый дворцы. Отцом метро Парижа стал Фюльжанс Бьенвеню: с 1932-го года, когда этот 80-летний бретонец уходил на пенсию, подземка не сильно разрослась, а в 1933-ем он присутствовал на переименовании в его честь одной из станций. Большинство центральных линий строилось открытым способом и повторяло уличную сеть, чтоб избежать сноса домов. Теперь очень забавно, зная изгиб улицы наверху, видеть, как зеркально искривлены платформы и пути внизу.

Прекрасные павильоны выходов из метро и некоторые внутренние детали проектировались Эктором Гимаром, признанным гением стиля модерн. Оценить гимаровское ар-нуво вживую можно и в Москве: один из выходов станции Киевская на Европейской площади – копия парижского. 

За век с лишним существования парижский метрополитен прошел огромный путь, многое поменялось: поезда обзавелись шинами, чтоб быть тише, некоторые лишились машинистов, замененных компьютерами, но удивительный дух начала индустриальной эры чувствуется повсеместно. Маленькие вагончики, узкие переходы, металлические своды и лестницы с большущими «старорежимными» заклепками.

Ни крысы, ни повсеместные парижские запахи (имеется в виду, пардон муа, запах мочи), чувствующиеся в метро еще более активно, не могут убить шарм и своеобразный уют этого простого и древнего метро, такого непохожего на наши сталинско-ампирные станции-дворцы.

Сейчас Парижского метро перевозит в день по 4,5 миллиона человек (второй показатель в Европе после Москвы). Его линии вышли за ПКАД (бульвар ПериферИк) и насчитывают 301 станцию на 16 линях, тянущихся 215 километров.


История Парижского метро - Франция - Париж фото 1: Вход в метро Эктора Гимара – классика Ар Нуво, Югендстиля или Модерна, как Вам будет угодно
История Парижского метро - Франция - Париж фото 2: Вот он, памятник индустриализации конца XIX века: фигурное литьё и большущие заклёпки
История Парижского метро - Франция - Париж фото 3: Метро здесь простое и утилитарное, но и его украшают: ст. Монетный двор – древний пресс и монетки

История Парижского метро - Франция - Париж фото 4: Чтоб дверь открылась надо дернуть эту штуку

 

 

 

 

 

 

 

Арки на
Больших бульварах
к списку прогулок Базилика Сакре-Кёр

 

 


Книга отзывов и предложений.











© virtualguide.ru 2008-2014.   Все права на статью защищены.
При полном или частичном копировании обязательна открытая для поисковых систем ссылка на страницу
http://www.virtualguide.ru/France/Parij/dostoprimechatelnosti/parizhskoe-metro.html


mail@virtualguide.ru   

  
   Прогулка VI
  
   Османизация Парижа
  
   Гранд-Опера
  
   Парижские
Гран-Магазин
  
   Церковь Мадлен
  
   Арки на
Больших бульварах
  
   Парижское метро
  
     Список
прогулок