Ближайшие отели: | в 290 метрах | Hotel Westminster | от | 230 € * | ||
в 280 метрах | Hotel Volney Opera | от | 115 € * | |||
в 440 метрах | Antin Trinite | от | 80 € * | |||
* минимальная стоимость номера для двоих в низкий сезон | ||||||
Ближайшее метро: | в 40 метрах | Opéra (Опера) | линии |
Гранд-Опера
Храмом первой религии, по-византийски роскошным, стала Гранд-Опера архитектора Шарля Гарнье.
Так получилось, что власть имущие парижане не хотели ходить в театры, связанные с какими-то их печалями, например, когда в 1820-ом на паперти Оперы рабочий Лувель зарезал наследника престола герцога Беррийского, то несчастливое здание снесли.
Соответственно, когда итальянец Феличе Орсини в 1858-ом забросал у оперного театра карету Наполеона III бомбами, поубивав несколько прохожих, всем стало ясно: новому зданию оперы быть!
В конкурсе приняли участие полторы сотни архитекторов, среди которых были и маститые, однако победу неожиданно присудили проекту молодого тогда Шарля Гарнье. Императрица, недовольная выбором комиссии, проходя мимо макета будущего оперного театра, сказала недовольно: что, мол, это за стиль? на что молодой архитектор ответил: «Это стиль Наполеона III !» На самом деле дама благоволила к Виолле ле Дюку (реставратору Нотр-Дам) и надеялась на его победу… ах, как бы интересно было посмотреть на его «готическую» оперу…
По чертежам бульваров Османа под будущую Оперу выделялся большой ромб, куда Гарнье и вписал громадное здание. Строительство началось в 1860 году и продолжалось с некоторыми трудностями до войны с пруссаками 1870-го, которую Опера встретила незавершенной. После капитуляции и бунта коммуны народ, в котором резко проснулась ненависть к Наполеону III, порывался снести памятник режима, и можно себе представить, чего натерпелся архитектор в те недели. Но в один «прекрасный» день другой парижский оперный театр сгорел, и Гранд-Опера достроили. Первое представление было дано в 1875 году. Позже, в сытую и безмятежную «Прекрасную эпоху» Опера Гарнье купалась в лучах славы, идеально вписываясь в стиль парижской жизни того времени.
Теперь немного об архитектуре и эстетике здания театра. Построенное в смеси стилей от классицизма до барокко и щедро сдобренное позолоченными рюшами, то что в XIX веке называлось стилем «Боз-ар», то есть «Изящное искусство», творение Гарнье, напоминающее перегруженный розочками торт, олицетворяет эпоху Наполеона III. В то время в моде была чрезмерная, бесстыжая роскошь, и Опера полностью соответствовала такому понятию о красоте. Фасад из камня разных цветов, среди которых есть зеленый и розовый! (всего использовано 24 вида мрамора!), множество позолоты снаружи и особенно внутри, каждый миллиметр пространства фойе разукрашен фресками с розовыми телами в цветастых накидках…
В какой-то момент от этого начинает становиться дурно, и хочется обвинить скопом полвека в тотальном отсутствии вкуса, но ведь вкус – это эпоха… наверное, просто такая была эпоха - повторяем про себя и дышим глубоко…
В современных зданию документах оно описывалось как гармоничное и изысканное… Кстати, есть и приятные сюрпризы, когда Вы, сидя в зрительном зале на красном бархатном кресле, откидываете голову, думая, что через минуту наверное взорветесь от всего этого Боз-аровского великолепия, Вы видите, что купол расписан Шагалом – это сразу возвращает к жизни - Вы улыбаетесь.
Пусть немного цветасто для Шагала, но это всё же Шагал – выдох… Вы в норме.
В музее Орсе есть очень интересная модель здания Оперы в разрезе. Что главное в этом театре? – зал, сцена? – нет, главное: фойе, парадные лестницы, где можно себя показать и посмотреть на других «бульвардье» (завсегдатых бульваров). Так вот, на макете видно, какую ничтожную часть пространства занимает зрительный зал в громадном теле Оперы.
От самого Лувра к фасаду театра, ценой сноса огромного количества зданий, было пробито широкое авеню Наполеона III, позже переименованное в авеню Оперы. Перспектива длинного проспекта, замыкающаяся на величественный фасад – одна из очередных удач барона Османа.
С восточной стороны здания, там где раньше был императорский подъезд, теперь устроен музей Оперы, в котором можно познакомиться с историей строительства театра и персоналиями здесь выступавшими. Из наших отметились Федор Шаляпин, Вацлав Нижинский, Рудольф Нуреев…
Опера Гарнье (так стали называть Гранд-Оперá после постройки Оперы Бастилии) производила сильное впечатление на современников, и отголоски её архитектуры угадываются в Львовской, Киевской, Ханойской операх, Варшавской филармонии, театрах Рио и Кракова…
Ну и нельзя пройти мимо славной истории с «Призраком Оперы». После рытья котлована у Гарнье начались первые проблемы, в нем скапливались воды многочисленных ручьев, бегущих к Сене. В результате их удалось загнать в трубы, а под театром устроили небольшое водохранилище, на случай пожара. Мощь и великолепие строения и так лишали чувств младых парижанок, а тут Гастон Леру придумал таинственного призрака, плавающего под Оперой на лодке и делающего мелкие пакости во имя большой любви. Этот бульварный роман вот уже столетие имеет оглушительный успех, и не только на бульварах. Он экранизирован раз 7, а мюзикл «Призрак Оперы» Эндрю Ллойда Уэббера – самое продолжительное на сегодня бродвейское шоу.
Османизация Парижа | к списку прогулок | Парижские Гран-Магазин |
Книга отзывов и предложений.
Кстати, Шагал там как раз явно диссонирует со всеми остальными стилями и мне лично неприятно диссонирует - абсолютно неуместно как-то авангардизм там смотрится... Не претендую на роль знатока изящных искусств (мнение консервативного обывателя:), но как по мне - помпезность и позолота органичнее для здания любого театра...
(надежда 29.05.12)
В Лувре есть апартаменты Наполеона III и когда их видишь, все становится понятно. и Гранд Оперой очень гармонично. Ну нравилось человеку роскошество и золото с бархатом)))
(takl 18.12.12)
© virtualguide.ru 2008-2014. Все права на статью защищены.
При полном или частичном копировании обязательна открытая для поисковых систем ссылка на страницу
http://www.virtualguide.ru/France/Parij/dostoprimechatelnosti/grand-opera.html
Прогулка VI | |||
Османизация Парижа | |||
Гранд-Опера | |||
Парижские Гран-Магазин |
|||
Церковь Мадлен | |||
Арки на Больших бульварах |
|||
Парижское метро | |||
Список прогулок |